Отношение к образованию: демиурги и пользователи
Re: Eos: бегущая с собакой
А сейчас тыц-тыц кнопкой !
Моя самая любимая преподаватель была тоже из трудящихся на "факультете ночного марксизма" . Читала у нас научный атеизм . Изумительная женщина ! Слушала её , раскрыв рот .
- Тайга
- FlyTeen
- Сообщения: 984
- Зарегистрирован: Сб фев 02, 2008 4:01 am
- Благодарил (а): 4 раза
- Поблагодарили: 76 раз
Re: Eos: бегущая с собакой
Сегодняшний прагматизм - результат так называемой "блип-культуры". Человек складывает мнение на основе различных информационных обрывков. В школе - краткое изложение всех произведений в одной небольшой кнеженке. Стои одну форазу озвучить, как кажется понятным, о чем должно мдти дальше. Жачем читать. Отсюда = прагматики. То же с музыкой, стихами... Увы... Это приводит к страшному диагнозу целой эпохи - бездуховности. Т.е. культура современного общества отстоет от технического развития где-то (по мнению футурологов, философов, занимающихся данной пролемой) на 100 лет. И именно данный фокт может привести к катастрофе. Духовной. Ее, душу, развивать надо.
А у вас уже клубника? Вау. Куртки и холод у нас. Ждем клубнику к концу месяца
Re: Eos: бегущая с собакой
Олечка, ты самая настоящая флай, самая-самая!
А про образование, у меня два - первое экономическое, полученное в провинциальном вузе, на факультете, открытом потому как было модно в начале 90-х открывать такое.
Второе - информационное, получено в одном очень известном московском госвузе.
Так вот, по первому (93-98 год), мне очень повезло, у нас были замечательные преподаватели, знатоки своего дела, люди из бизнеса, реально знающие свое дело.
Мне очень легко было работать после вуза, база была сильная. Только вот продержались они там недолго (3 года), кто-то вернулся в бизнес, кто-то уехал в Москву. Их выжили, потому как неформатные были, они давали знания и были принципиальные. А принято было читать лекции, и брать что-то за пересдачу или сдачу хвостатого зачета/экзамена. Моему мужу повезло, он защищался у неформатных преподавателей. У них и на защите, и на госах, завкафедры выпускающей разрешила принести колу, спрайт и тп. , с условием что ее будут пить и студенты, и потому как, кто-то из ребят работал в кока-коле.
А у меня через год, с другими преподавателями, валят на защите диплома красную дипломницу, потому как папа ее, директор "умирающего" завода, отказался какую-то программу покупать для кафедры. И зав.кафедры очень активно интересовался на защите - кто же будет резать бутербродики... Только вот мои же однокурсники, наоборот радовались – круто, так проще сдавать экзамены, учить ничего не надо, скинемся – нам все поставят.
А про знания, то, что дали мне неформатные преподаватели - отложилось очень хорошо, и почти через 10 лет, на второй вышке, я многое помнила из первого. А то, что было на 5-м курсе. Полный бред.
А те, кто учился там после нас, говорили - как же вам повезло, а от нашего образования толку никакого.
Сейчас половина преподавателей - либо мои однокурсники, либо те, кто учился после меня. Они хорошие люди, но мое личное мнение, они далеки от того, что преподают.
А вторым высшим я была разочарована для себя – слишком было все просто, понятно, и база от первого хорошая, да и опыт был уже большой по специальности. Мне после защиты в аспирантуру даже предлагали пойти. Но, качество преподавания намного лучше, чем то, с чем я столкнулась в последний год своей первой учебы.
У меня такое ощущение, что до крупных вузов добралось то, провинциальное отношение к учебе, « а скинемся, - все поставят, нафиг что-то учить».
Хотя слышала такую информацию, (касаемо студентов экономич. специальностей) что в начале 90-х, после перестройки, в вузы шли только те, кому это реально надо. А потом стало модно иметь высшее образование, открылось куча коммерческих вузов, в обычные вузы пошли все подряд. Но уровень, что студентов, что преподавания, был невысокий, и выпуски начала 21 века провальные. (по моему 2000-2005 годы).
Оль, чего-то я непонятно написала, если мысль не донесла – сотру.
- Eos
- FlyTeen
- Сообщения: 395
- Зарегистрирован: Ср июл 18, 2007 8:24 pm
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 85 раз
Re: Eos: бегущая с собакой
Тут факторов много - и не только в образовании дело.Плотникова Ольга Васильев писал(а): Сегодняшний прагматизм - результат так называемой "блип-культуры". Человек складывает мнение на основе различных информационных обрывков. В школе - краткое изложение всех произведений в одной небольшой кнеженке. Стои одну форазу озвучить, как кажется понятным, о чем должно мдти дальше. Жачем читать. Отсюда = прагматики. То же с музыкой, стихами... Увы... Это приводит к страшному диагнозу целой эпохи - бездуховности. Т.е. культура современного общества отстоет от технического развития где-то (по мнению футурологов, философов, занимающихся данной пролемой) на 100 лет. И именно данный фокт может привести к катастрофе. Духовной. Ее, душу, развивать надо.
У образования есть несколько особенностей, о которых забывают. Во-первых, оно ведь чрезвычайно инертно. Для любой системы есть некоторое "характерное время", за которое в ней происходят заметные изменения так сказать, естественным путем - когда можно аккуратно отследить, к чему они приводят. Это время можно назвать "временем релаксации" для такой системы. Попытки насильственно ускорить развитие системы приводят к росту энтропии и некотролируемым потерям ресурсов. В высшей школе это "характерное время " - примерно пять лет. В средней школе - немного больше. Но за пять лет у нас страна меняется до неузнаваемости, у студентов образ жизни совсем не тот, под который "заточено" образование. И студенты - не те. Образование в принципе становится оторванным от жизни, и этот разрыв неизбежен.
Во-вторых, образ жизни наших школьников и студентов совсем не способствует, говоря высоким стилем, формированию творческой личности.
Почему?
Им с самого раннего детства некогда думать. Чтобы научиться думать - надо иметь время. В том числе для того, чтобы "бесцельно" погонять соломинкой муравья. У них его нет.
На них валится шквал информационного шума. Думаете, так уж безвредна реклама иогурта посреди мультфильма? Ничего подобного. Она, во-первых, содержит информацию, которую ребенок должен как-то осмыслить (значит, не сможет подумать над чем-то другим), во-вторых, прерывая его интеллектуальную работу над мультфильмом, она приучает его к тому, что его внимание к теме не представляет собой ценности, которую надо уважать.
Огромное количество "полупережеванной" информации отучает их прикладывать интеллектуальные усилия. Обучение в средней и высшей школе во многом опирается на развитое воображение, на способность представить себе что-то по описанию. 100, 50 и даже 20 лет назад представить себе индейский вигвам по описанию мог любой мальчишка, читавший Фенимора Купера и Майн Рида. Имея этот навык, он мог представить себе хоть армию Александра Македонского, хоть пирамиду, вписанную в сферу. А сейчас ему нет нужды представлять себе вигвам - у него есть возможность посмотреть фильм, не напрягая мозг. Но ведь образование построено с учетом того, что навык визуализации описанного развит "как раньше"!
Средняя школа, с одной стороны, навязывает им безумное количество дисциплин, с другой - приучает их к недоосмысливанию изучаемого. Потому что нельзя изучать что бы то ни было в режиме "один час раз в неделю"! Но при этом школа лишает их свободного времени - 20 лет назад шесть уроков в день были исключением: норма - пять, а сегодня норма - семь-восемь! А думать когда?
У них просто нет времени "распробовать" на вкус то, что мы считаем совершенно очевидным.
Чтобы ощутить красоту поэзии, надо иметь возможность жить в темпе собственного дыхания. У нас она была - мы научились.
А у большинства наших ребят - нет.
Да еще и обстановка, когда их родители воспитывали их в услових, когда сами они встревожены и растеряны.
Так что наших студентов винить не в чем. Не было в России 90х благополучных семей.
Просто очень хочется успеть что-то для них сделать.
- Eos
- FlyTeen
- Сообщения: 395
- Зарегистрирован: Ср июл 18, 2007 8:24 pm
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 85 раз
Re: Eos: бегущая с собакой
Ее попросили позаниматься с молодым человеком - подготовить его к ЕГЭ. Ну, почему бы и нет?
Юноша школу закончил года три назад, успел сходить в армию, и забыл все. Совсем все.
Но - худо-бедно - занимаются. Что-то получается...
Дает Маша ученику задание - вставить в слова пропущенные буквы.
К...рова. С...бака. Обл...денение.
Какой буквы не хватает в последнем слове?
Оказывается, буквы Я.
Маша спрашивает:
-Какое, по-вашему, тут будет проверочное слово?
Юноша краснеет:
- Так прямо и назвать?
Маша на мгновение теряет дар речи... А потом представляет себе картину: зимнее утро, с вечера прошел мокрый снег, к утру подморозило, она подходит к своей замерзшей "Ниве", замок не открывается... Ну что тут можно сказать? Ну, или подумать? Именно это...
Но, собрав волю в кулак, она твердым голосом говорит:
- Лед!
А смеялись мы уже потом - сегодня в кафетерии.
- Natalochka
- FlyBaby
- Сообщения: 296
- Зарегистрирован: Чт апр 17, 2008 1:14 pm
- Откуда: Украина
- Поблагодарили: 3 раза
отношение к образованию 2
Но надо же, какие парнишка слова знает
Re: Eos: бегущая с собакой
Re: Eos: бегущая с собакой
Re: Eos: бегущая с собакой
История шикарная. Про засилье потребительства согласна полностью, и грустно это ужасно. А вот по поводу нового поколения...
Думаю теперь, что ЛИЧНО Я могу сделать? И для кого?Просто очень хочется успеть что-то для них сделать.
- Eos
- FlyTeen
- Сообщения: 395
- Зарегистрирован: Ср июл 18, 2007 8:24 pm
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 85 раз
Re: Eos: бегущая с собакой
А что сделать? Хотя бы разговаривать со своими собственными детьми (братьями, сестрами, племянниками, друзьями детей). Если лишить их нашего общения сейчас - то нам не с кем будет говорить потом. Да и вообще - многие из моих студентов при ближайшем рассмотрении оказываются очень одинокими людьми. Считается, что для того, чтобы душевное развитие шло нормально, а душевное здоровье сохранялось, взрослый человек должен иметь друзей из смежных поколений. Условно говоря, поколения своих родителей и поколения своих детей (или младших братьев).byuf писал(а):
Думаю теперь, что ЛИЧНО Я могу сделать? И для кого?
У нас общество в последние десятилетия пошло по пути американского структурирования - по возрастным слоям. Где детсадовцу и школьнику общаться "некошерно", а уж пенсионеру и студенту и вовсе говорить не о чем. Что имеем? А то, что у шестидесятилетних одни ценности, у сорокалетних - другие, у двадцатилетних - третьи, у них просто нет возможности общаться вне своих возрастных категорий и определенных ими ролей! Да что там - может ли пятиклассник дружить с девятиклассником, а первокурсник - с дипломником? Это, скорее, исключение. Опять же, экономически выгодно навязывать каждой возрастной группе некий специфический антураж со специфическими потребностями. Этот антураж еще больше отодвинет людей друг от друга. И каковы их истинные мотивы, ценности и потребности - сам черт не разберет.
Так вот, расскажу про моих студентов. Разных.
Одного я когда-то к вступительным экзаменам готовила - лет двенадцать назад. И сначала показался он мне, мягко говоря, странным. Вроде бы мальчик из вполне цивилизованной и благополучной семьи - а таких элементарных вещей не знает Например... Решаем мы с ним задачу - вода, сверху масло, во всей этой мерзости еще и кубик плавает. И говорит мне мальчик: "Такого не может быть!" - "Чего не может быть?" - "А чтобы жидкости не смешивались!" Я офигеваю, бегу на кухню, наливаю в стакан воду, сверху - масло... Реакция: "Ну надо же!" Но - вроде и неглупый... учимся дальше. "Что такое "конус"? Сворачиваю из бумажки. "Так это же фунтик!" Оказалось, что мальчик по дороге из школы идет в детский сад, забирает младшего брата и ждет прихода родителей. Изо дня в день. И разговаривать - не с кем. Только с одноклассниками и младшим братом. Ни о бензиновой пленке на воде. Ни о конусе. Ни о будущей профессии. Ни о книгах. Мальчик поступил, учится. Но раза три-четыре в год приезжает ко мне, или мы встречаемся в университете, пьем кофе и разговариваем. Переводиться ли на другую кафедру? Идти ли в аспирантуру? Продолжать ли встречаться с девушкой, если... ? Я как-то спросила: "А почему вы У МЕНЯ спрашиваете, идти ли вам в аспирантуру, а не у родителей?" - "Они меня не слышат". А родители вроде вполне нормальные... Но это же неправильно!
Еще одна история - про студента, который должен меня сильно не любить. Он мне восемь раз экзамен пересдавал. Сначала - раза три - in toto. Потом я ему сказала, чтобы готовил курс по частям, раз в семестре дурака провалял. На девятый раз - сдал. Когда мы встречаемся в коридоре - он расплывается в улыбке и подробно рассказывает, как у него дела. Спросила как-то:"Вы же меня должны в страшном сне видеть?" - "Нееет. Вы же не просто двойку ставили - вы же со мной возились, разговаривали..."
Когда со студентами просто разговариваешь - это дает им чуть ли не больше, чем лекции. Потому что ты вводишь их в свой образ жизни, образ мыслей, в свой круг...
А так - слишком часто сами создаем себе резервации по возрастам, как в детском саду - младшая группа, старшая группа, подготовительная группа - а потом сами и мучаемся. И сердимся на то, что наши детеныши не в состоянии нас понять. А мы - их.
Это не к тому, что я такая вся из себя хорошая. Просто очень хочется, чтобы "мой круг" не закончился, "моя цивилизация" не вымерла, и чтобы было кому учить моих внуков и правнуков, и чтобы им было, на ком жениться и за кого выходить замуж, и с кем дружить, и с кем разговаривать о бензиновой пленке, физике, истории и книгах, потому что мир тесен и слой тонок...
- Natalochka
- FlyBaby
- Сообщения: 296
- Зарегистрирован: Чт апр 17, 2008 1:14 pm
- Откуда: Украина
- Поблагодарили: 3 раза
Re: Eos: бегущая с собакой
А у меня есть приятельница, на 2 года моложе моей мамы, с ее сыном мы в одном классе учились. Никто никогда не понимал, как мы можем собраться на часок - и зависнуть на сутки, потому что не можем наговориться. Собственно, только сын ее и понимает - его друзья так же залипают Мои родители вообще не понимают такой дружбы. Потому что мы же - разные поколения
- Бензопила
- Super FlyLady*
- Сообщения: 5053
- Зарегистрирован: Вт июл 01, 2008 8:29 pm
- Откуда: Москва
- Благодарил (а): 5326 раз
- Поблагодарили: 9562 раза
отн. к обр. 3
- svetazam
- Сообщения: 141
- Зарегистрирован: Ср мар 21, 2007 1:57 pm
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 4 раза
Re: Eos: бегущая с собакой
Сразу вспомнилась жизнь студенческая. Я обижалась, когда на экзамене не разговаривали преподаватели - почитают бумажку и напишут что-нибудь в зачетке.... а поговорить? экзамен - это ж замечательная возможность пообщаться один на один, студент и преподаватель, понять как поработали совместно полгода.
- Eos
- FlyTeen
- Сообщения: 395
- Зарегистрирован: Ср июл 18, 2007 8:24 pm
- Откуда: Москва
- Поблагодарили: 85 раз
Re: Eos: бегущая с собакой
svetazam, заходи почаще
- Праздник
- FlyTeen
- Сообщения: 646
- Зарегистрирован: Пт дек 28, 2007 6:05 pm
- Откуда: Казань
- Благодарил (а): 410 раз
- Поблагодарили: 425 раз
Re: Eos: бегущая с собакой
По поводу "поговорить" вспомнилось свое студенчество. На первом курсе института наш преподаватель, замечательный человек и психолог, вместо положеных билетов предлагал выбрать любую тему из общей психологии Ю.Б. Гиппентрейтер и обсудить совместно. А я к тому времени школу давно закончила и глубоко "увязла" в домохозяйстве. И, если быть честной, кроме подружек и воспитательниц, да пожалуй мамочек из "соседней песочницы", ни с кем не общалась. Так вот, выдал он мне что-то вроде "да, сложно Вам будет учиться на нашем факультете". в общем, дурой назвал, только очень культурно. Стыдно было безумно. Не обидно, а именно стыдно, за то, что двух слов толком связать не смогла.
И так мне это в душу запало, что первое время я чуть ли не наизусть учила тексты, которые не могла понять - словарного запаса не хватало . Потом слова стали родными и как-то сами в предложения научились складываться. А уже на четвертом курсе, когда я сдавала ему экзамен, он сказал: "знаете, я сейчас Вам комплимент хочу сделать. Редко мне встречались такие умные девушки". Приятно было - не передать! И когда он мне диплом вручал, в котором не было ни одной четверки, я честно сказала ему, что как минимум половина моего красного диплома - его заслуга