В те давние-давние годы, когда мои дети учились читать и писать, моя крестная - педагог с внушительным стажем дала мне такие установки.
Во-первых, к началу первого класса ребенок должен читать хотя бы по слогам и, главное, понимать прочитанное. Иначе это отразиться на других предметах, ведь во второй половине 1 класса уже нужно прочитать и понять задачу по математике, рассказ по природоведению и т.д. Т.е. проблемы в чтении потянут за собой другие предметы.
Во-вторых, учить ребенка нужно не буквам, а звукам: то есть это "м", а не "мэ". Взрослые этой разницы не замечают, а ребенок при переходе к слогам будет читать не "ма-ма", а "мэа-мэа" и фактически переучиваться.
В-третьих, если ребенок после 5 лет нечетко произносит какие-то звуки: пробивайтесь к логопеду. Милое детское шепелявливание может привести к проблемам в чтении и грамотности письма и ликвидировать их лучше до школы.
Письму учить она самостоятельно не советовала, а просто развивать мелкую моторику (пластилин, мозаики) и больше рисовать.
Ну и итог: вроде бы у нас все получилось. Старший пошел в школу в 6,5 и бегло читал. Почерк правда не каллиграфический, но проблем с письмом особых не было. С младшим по чтению тоже не было проблем, а вот с грамотностью...СМС-ки его до сих пор читаю предварительно сделав глубокий вдох