Москва с азов
Модератор: Fox
- на-дин
- FlyМодератор
Кладезь терпения и доброты - Сообщения: 17656
- Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 2:26 pm
- Откуда: Петербург
- Благодарил (а): 17609 раз
- Поблагодарили: 28411 раз
Москва с азов
В западной части – хоры.
Полы вымощены агатовидной яшмой.
Стены храма впервые расписал мастер Феодосий с отцом Дионисием в 1508 году.
На стенах центрального барабана между окнами помещены фигуры ветхозаветных праотцев.
От старого собора частично сохранился иконостас. Иконы двух его ярусов, праздничного и деисусного, выполнены в 1405 году иконописцами Феофаном Греком, Прохором с Городца и Андреем Рублевым. Многоярусный иконостас собора - один из древнейших, сохранившихся до наших дней.
На иконах праздничного ряда изображены евангелистские события.
Самые интересные иконы праздничного ряда:
Благовещение, начало 15 века
Распятие, начало 15 века.
Пророческий и праотеческие ряды иконостаса были написаны после пожара 1547 года.
В центре иконостаса – серебряные позолоченные чеканные Царские врата с образами Благовещения
и четырех евангелистов.
Вторая справа от Царских врат – икона Благовещения с клеймами Акафиста на полях начала 17 века соименна посвящению храма.
Особенность нижнего ряда иконостаса – наличие в нем постоянного места для образа небесного покровителя царя. После смерти царя эту икону уносили в Архангельский собор «ко гробу», а в Благовещенский собор писали новый образ патрона венчанного государя. В соборе сохранилась икона с образами патронов Ивана Пятого и Петра Первого.
Иконы 14-17 века вставлены в золоченую латунную раму с эмалью и слюдой, изготовленную мастерами московской фабрики А. М. Постникова.
Художественное убранство собора складывалось на протяжении столетий. Храм украшен фресками середины 16 века, которые выполнены русскими мастерами в ходе восстановительных работ после пожара 1547 года. Кроме традиционных образов на стенах редкие в росписях русских церквей 16 века сцены из Апокалипсиса. Изображения иллюстрируют три основные темы: события, происходящие на небе; бедствия, постигшие землю, и борьбу добра и зла. Моногофигурные композиции занимают северную, южную и западную стены и своды под хорами.
Преемственность власти иллюстрируют образы византийских императоров и русских князей.
- на-дин
- FlyМодератор
Кладезь терпения и доброты - Сообщения: 17656
- Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 2:26 pm
- Откуда: Петербург
- Благодарил (а): 17609 раз
- Поблагодарили: 28411 раз
Москва с азов
Витрина 1. Уверение Фомы, 16 век. Сюжет иконы основан на Евангелии от Иоанна. На переднем плане изображен Фома, осязающий раны Христа и тем самым удостоверяющийся в истинности Его воскресения.
Витрина 2. Богородичные иконы получили широкое распространение во всем христианском мире. Небольшие по размеру иконы, списки с почитавшихся образов Богоматери с Младенцем – размером в «пядь» - стояли в особом пядничном ряду главного иконостаса домового царского храма.
Богоматерь Умиление, конец 14 века
Богоматерь Одигитрия, 14 век
Богоматерь Умиления Владимирская, конец 14 – начало 15 века.
Сорок Севастийских мучеников, 16 век. Трехъярусное построение иконы позволило передать подробности легенды о защитниках христианства.
Витрина 3.
Собор Богоматери, 16 век. Центром композиции стал образ Богоматери с Младенцем на троне. Ей поклоняются волхвы и пастухи.
Рождество Христово, 15 век. Основная композиция с изображением спеленатого Младенца в яслях. Богоматери и Иосифа дополнена многочисленными деталями.
Витрина 4. Крест выносной запрестольный из алтаря Успенского собора, около 1570 года.
На костяных пластинах – сцены двунадесятых праздников, Распятие и образы святых.
Витрина 5. Крест выносной запрестольный, 16 век.
Украшен серебряными рельефными изображениями и драгоценными камнями.
Витрина 6.
Богоматерь Пименовская, 16 век. Икона – список с известной византийской иконы Богоматерь Одигитрия, привезенной митрополитом Пименом из Константинополя.
Богоматерь Смоленская. 16 век. Небольшие по размеру богородичные иконы – списки с особо почитавшихся образов Богоматери с Младенцем – собирались в соборе, посвященном Ее Благовещению.
Богоматерь Млекопитательница, конец 16 – начало 17 века. Иконография, повторяющая образ Богоматери Барловской, чрезвычайно редко встречается на Руси до 17 столетия.
Витрина 7. Иконы, написанные в 1560-е годы, происходят из местного ряда иконостаса придела Входа в Иерусалим. На иконе Иоанн Предтеча изображен тезоименный святой Ивана Грозного, первого царя вся Руси с 1547 года. Иван Четвертый Грозный провел ряд реформ, направленных на централизацию государства и укрепление его военной мощи, продолжил работы по обустройству и украшению соборов Московского Кремля, начатую при Иване Третьем.
Вторая икона запечатлела все действия, сопровождавшие Вход Иисуса Христа в Иерусалим, указанные в четырех Евангелиях.
Витрина 8. Рака для ковчегов-мощевиков, 1894 год.
Ковчеги-мощевики 16-17 веков со святыми мощами, которые собирали московские князья и русские цари, хранятся в серебряных золоченых реликвариях – раках.
Витрина 9. Иконостас придела Архангела Гавриила, 1560 годы.
Иконостас, представленный на выставке, - наиболее полный и сохранный по живописи. В него входят деисус, праздники, пророки и местный ряд, состоящий из трех икон. Особенность иконостаса – написание на одной доске образов деисусного и праздничного рядов.
В центре местного ряда – Царские врата с сенью и столбиками.
Витрина 10. Распятие, с разбойниками со Страстями в клеймах, 16 век.
Редкое изображение тройного Распятия в русской иконописи дополнено сценами Страстной недели в клеймах.
Витрина 11. Иконы из деисусного ряда главного иконостаса собора. Образы великомучеников написаны в начале 15 века в традициях московской школы иконописи, сложившейся под влиянием творчества Андрея Рублева:
Великомученик Георгий
Великомученик Дмитрий
Иконы столпников, живших в посте и молитве на высоких каменных столпах, написаны в 16 веке:
Столпник Симеон
Столпник Даниил.
- на-дин
- FlyМодератор
Кладезь терпения и доброты - Сообщения: 17656
- Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 2:26 pm
- Откуда: Петербург
- Благодарил (а): 17609 раз
- Поблагодарили: 28411 раз
Москва с азов
- на-дин
- FlyМодератор
Кладезь терпения и доброты - Сообщения: 17656
- Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 2:26 pm
- Откуда: Петербург
- Благодарил (а): 17609 раз
- Поблагодарили: 28411 раз
Москва с азов
Она построена при Иване Третьем в 1487 – 1491 годах русскими мастерами под руководством итальянцев Марко Руффо и Петра Соларио. Русские государи и государыни после коронования устраивали в Грановитой палате званый обед для всех российских сословий. Здесь происходили приемы иностранных послов и праздничные торжества, заседания земских соборов, государственных совещания и важнейшие дворцовые церемонии.
В 1522 году Иван Четвертый праздновал здесь взятие Казани, Петр Первый в 1709 году – Полтавскую победу. В восточном углу Грановитой палаты стоял царский трон, по стенам располагались скамьи бояр. К палате примыкают сени с «тайником» наверху, откуда царица и ее приближенные (им не дозволялось присутствовать на приемах) наблюдали придворные церемонии через выходившее в тронный зал оконце.
С Красного крыльца, пристроенного к Грановитой палате, русские цари, после коронации в Успенском соборе, кланялись земным поклоном народу, заполнявшему всю Соборную площадь.
Надо боковыми фронтонами крыльца установлены два двуглавых орла,
на пролете каменных перил – каменные львы.
К крыльцу поднимается Красная лестница (43 ступеньки и 3 площадки).
Наверху над входом в Святые сени, высечено изображение святого Георгия на коне.
Архангельский собор.
В его архитектуре органично соединены черты древнерусского и итальянского зодчества.
Крестово-купольный храм увенчан пятью главами.
Декор фасада типичен для итальянского Возрождения. Горизонтальный карниз делит стены на два яруса.
Нижний ярус украшен ложной аркадой, а верхний – широкими филенками.
Закомары заполнены белокаменными широкими раковинами.
Пилястры украшены резными капителями.
На центральной закомаре западного фасада – круглые окна-медальоны.
Северный и западный входы обрамлены белокаменными разными порталами с растительным орнаментом.
Уаровский придел с саркофагом, ракой преподобной Ефросиньи и иконой предподобной Ефросиньи освящен в честь святого мученика Уара в 1848 году.
Юго-восточный придел – в честь святого Иоанна Предтечи.
- на-дин
- FlyМодератор
Кладезь терпения и доброты - Сообщения: 17656
- Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 2:26 pm
- Откуда: Петербург
- Благодарил (а): 17609 раз
- Поблагодарили: 28411 раз
Москва с азов
Эти столбы и пилястры подняты на высокие базы-постаменты.
Четыре квадратных в плане столпа делят помещения на три нефа.
По верней части стен, на уровня пят подпружных арок, устроен карниз. Алтарная часть отделена от зала для молящихся высоким иконостасом.
Он установлен на трехступенчатом возвышении – солее.
Внутрь храма ведут сразу три входа, два из которых украшены резными белокаменными порталами.
Первоначальная роспись интерьера середины 16 века обветшала за 100 лет, собор расписывали заново в 1652, 1660 и 1666 годах. Стенопись в целом выполнена в одной манере и одной колористической гамме, что характерно для русского искусства 2-й половины 17 века.
Композиция Отечество в центральном куполе сора иллюстрирует Символ веры и основной догмат о Божественном Триединстве – Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух.
Росписи храма выполнены в царствование Алексея Михайловича. Фрески на южной и северной стенах повествуют о деяниях архистратига Михаила.
Интересна фреска «Гедеон подсекает войско мадианитян».
Фреска расположена в третьем ярусе на южной стене собора. Эта библейская сцена вызывала ассоциации с победами Ивана IV над Казанским и Астраханским царствами, поскольку на Руси татар считали потомками библейских мадианитян. На западной стене – композиция Символ веры,
на столпах – изображения святых князей,
над гробницами – условные портреты погребенных в соборе князей Северо-Восточной Руси, чьи владения вошли в состав Русского централизованного государства.
До 1700 года Архангельский собор служил местом погребения московских князей и царей. Сразу после возведения в нем перезахоронили останки великого князя Ивана Калиты (в гробнице у южной стороне собора), умершего в 1340 году, с чего и началась история некрополя.
Надгробные портреты – уникальная особенность росписи собора. Условные портреты написаны в нижнем ярусе стен над захоронениями великих московских и удельных князей. Галерея исторических лиц открывается изображениям великого князя Ивана Калиты. Князья в почтении повернулись к алтарю храма, их руки подняты в молитвенном жесте. Над головами – сияющие нимбы.
Над каждой фигурой в медальонах изображены святые покровители князей, чьи имена они носили.
Особенно интересные изображения:
Надгробный портрет Дмитрия Донского
Великий князь Василий Третий, 1652-1666 годы
- на-дин
- FlyМодератор
Кладезь терпения и доброты - Сообщения: 17656
- Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 2:26 pm
- Откуда: Петербург
- Благодарил (а): 17609 раз
- Поблагодарили: 28411 раз
Москва с азов
Иван Первый Данилович Калита – князь московский с 1325 года. Перенес столицу из Владимира в Москву и заложил основу ее политического и экономического могущества.
Иван Второй Иванович Красный – великий князь с 1353 года. Второй сын Ивана Калиты продолжал политику отца по объединению русских земель.
Дмитрий Иванович Донской – великий князь московский с 1359 года. В 1380 году разбил татар на Куликовом поле. Канонизирован в 1988 году.
Василий Первый Дмитриевич – великий князь московский в 1389 года, старший сын Дмитрия Донского. Проводил политику по усилению Московского княжества.
Василий Второй Васильевич Темный – великий князь московский с 1425 года. Ликвидировал почти все мелкие уделы Московского княжества и укрепил великокняжескую власть.
Иван Третий Васильевич – великий князь московский с 1462 по 1505 год, сын Василия Темного. В его правление было свергнуто монголо-татарское иго и завершилось становление Русского централизованного государства. Успешно проводил политику по объединению русских земель вокруг Москвы. Начал больше строительство в Московском Кремле.
Василий Третий Иванович – великий князь московский и всея Руси с 1505 года, ктитор Архангельского собора. Сын Ивана Третьего, внук Василия Темного. Завершил объединение русских земель и установил единодержавие.
Дмитрий Иванович, внук Ивана Третьего – интересна эпитафия на белокаменной резной плите.
Первый русский царь Иван Четвертый Грозный и его сыновья царевич Иван и царь Федор покоятся в особой царской усыпальнице, устроенной в дьяконнике собора. Увидеть усыпальницы нельзя, и только табличка на захоронении Ивана Третьего показывает это место за алтарной преградой. Иван Четвертый Васильевич Грозный – великий князь с 1533 года, первый русский царь с 1547 года. Проводил реформы в области управления и права, укрепления военной мощи. Федор Иоаннович – последний царь из династии Рюриковичей. Венчался на царство в 1584 году. В его правление была присоединена Западная Сибирь, осваивалось Поволжье.
Серебряная рака для святых мощей благоверного царевича Дмитрия.
Младший сын Ивана Грозного – царевич Дмитрий, погиб в Угличе в 1591 год. В 1606 году он был причислен к лику святых как невинно убиенный. До начала 19 века рака с мощами святого царевича Дмитрия находилась в Архангельском соборе. В 1813 году взамен похищенной древней раки французскими солдатами мастером Д. Лухмановым была изготовлена новая рака. Над ней установили белокаменную резную сень.
Деревянная рака для святых мощей князя Михаила Черниговского.
Русская церковь причислила Михаила Черниговского, погибшего в Орде в 1246 году за христианскую веру, к лику святых. По воле царя Ивана Грозного и с благословления митрополита Антония в 1570-е годы почитаемые останки Михаила Черниговского, после его прославления, перенесли из Чернигова в Москву. Медный ковчег с мощами поместили в деревянную раку, изготовленную в 1688 году. На ее крышке – изображение Черниговского чудотворца и мученика – князя Михаила. В Архангельский собор деревянную раку со святыми мощами перенесли в 1774 году.
Василий Иванович Шуйский – русский царь с 1606 года. Происходил из суздальских князей. Умер в 1612 году, находясь в польском плену.
Михаил Федорович – царь и великий государь всея Руси, основатель династии Романовых. Избран на царствование Земским собором в 1613 году.
Алексей Михайлович Тишайший – русский царь с 1645 года. Занимался государственными преобразованиями, которые продолжили его сыновья – Федор и Петр Первый.
Федор Алексеевич – русский царь с 1676 года. Заботился о просвещении, закрепил объединение Левобережной Украиной с Россией, начал подготовку военной реформы.
Петр Второй Алексеевич – император с 1727 года. Последний государь из династии Романовых, захороненный в некрополе Архангельского собора в 1730 году.
- на-дин
- FlyМодератор
Кладезь терпения и доброты - Сообщения: 17656
- Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 2:26 pm
- Откуда: Петербург
- Благодарил (а): 17609 раз
- Поблагодарили: 28411 раз
Москва с азов
Иконостас собора состоит из четырех ярусов. Его композицию венчает Распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом. Четырехметровые деревянные фигуры расписаны царским и изографами Михаилом Милютиным и Федором Зубовым.
Все иконы иконостаса, кроме отдельных местных икон, созданы в 1679 – 1682 годах. В центре пророческого, самого верхнего, ряда представлен образ Богоматери, торжественно восседающей на троне и держащей на коленях Младенца Иисуса.
Все пророки держат в руках свитки со словами пророчеств.
Центр деисусного ряда занимает пятифигурная композиция Спас в Силах (в центре)
с предстоящими Богоматерью, архангелом Михаилом,
Иоанном Предтечей и архангелом Гавриилом.
По обе стороны от этой композиции иконы восьми апостолов (по четыре с каждой стороны), поэтому весь ряд относят к типу апостольских деисусов.
В праздничном ряду представлены иконы, посвященные христианским праздникам.
Особо интересные иконы праздничного ряда:
Сретение, 1680 – 1681 годы. На иконе представлены события Нового Завета – старца Симеона и пророчицы Анны с Сыном Божием.
Распятие, 1681 год. Михаил Милютин. Единственная икона в иконостасе собора, на которой сохранилась подпись автора, обнаруженная при реставрации.
В местном ряду образы Христа и Богоматери представлены иконами Спас Великий Архиерей
и Богоматерь Благодатное небо, стоящие по обе стороны от Царских врат.
Богоматерь Благодатное небо, 1678 – 1679 годы. Список с древней иконы, по преданию, привезенной в Москву женой великого князя Василия Первого Софьей Витовтовной. В изображении использован западноевропейский иконографический образ Богоматери.
В местном выделяется икона «Архангел Михаил с деяниями ангелов» работы московских иконописцев конца 14 - начала 15 века. Это древнейшая икона собора. Согласно преданию, икону повелела написать княгиня Евдокия, вдова Дмитрия Донского. Икона в память о великом князе, созданная около 1399 года, находилась в иконостасе древней архангельской церкви. В среднике иконы изображен архистратиг Михаил в облике небесного воина, в доспехах и красном плаще. В восемнадцати клеймах, обрамляющих средник, представлены деяния ангелов.
Вторая слава от Царских врат – икона «Благовещение Устюжское». Он представляет собой список с почитаемого древнего новгородского образа 12 века. Икона выполнена в 16 столетии по заказу царя Ивана Грозного. Иконографической особенностью образа является изображение на груди Богоматери фигурки еще не рожденного Божественного Младенца.
«Федор Стратилат», икона, которая находится слева от северной двери иконостаса, 1680 год. Небесный покровитель царя Федора Алексеевича - святой великомученик Федор Стратилат изображен в парадных доспехах военачальника. Он держит копье и щит в левой руке и восьмиконечный крест – символ мученической кончины – в правой.
Архангельский собор особо почитался великими князьями и царями, которые приходили сюда на поклонение предкам после венчания на царство, перед отправлением в поход и по возвращении.
- на-дин
- FlyМодератор
Кладезь терпения и доброты - Сообщения: 17656
- Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 2:26 pm
- Откуда: Петербург
- Благодарил (а): 17609 раз
- Поблагодарили: 28411 раз
Москва с азов
По указу Николая Первого архитектор Константин Тон заменил новой постройкой (1838 - 1849) прежнее сооружение Франческо Растрелли. Главный фасад здания протянулся вдоль Москвы-реки на 125 метров.
На севере дворец соединен с Теремами, на западе – с Оружейной платой,
с востока к нему примыкает Грановитая палата
и церковь Ризоположения.
В Оружейной палата (Константин Тон, 1844 - 1851), соединенной галереей с Большим Кремлевским дворцом, собраны экспонаты, связанные с историей создания и развития Русского государства.
В 15 веке великий князь Иван Третий повелел построить недалеко от Благовещенского собора специальное каменное здание (Казенный двор), куда перенесли все ценности великокняжеской казны, хранившиеся прежде в подвалах церквей и соборов. Позднее появились Мастерская, Царская и Царицына палата, Серебряный приказ и другие. После возведения Оружейной палаты все сокровища из вышеперечисленных хранилищ перенесли в нее. Так образовался дворцовый императорский музей.
В экспозиции представлены огнестрельное оружие и боевые доспехи,
золотая и серебряная утварь, украшения.
Здесь хранится легендарная шапка Мономаха,
«большой наряд» царя Михаила Романова (золотые венец, скипетр, держава), алмазная шапка Петра Первого.
Можно посмотреть на золотые и серебряные ковши, братины, чары и чарки, золотой напрестольный крест, украшенный драгоценными камнями (дар Ивана Четвертого Соловецкому монастырю).
Троны
Возки и кареты
Коранционные платья
Мужская одежда
Часы и сервизы
- на-дин
- FlyМодератор
Кладезь терпения и доброты - Сообщения: 17656
- Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 2:26 pm
- Откуда: Петербург
- Благодарил (а): 17609 раз
- Поблагодарили: 28411 раз
Москва с азов
А у Кремлевской стены можно разглядеть Потешный дворец, к нему прохода нет.
В прошлом году я обошла Кремль снаружи и рассмотрела все его стены с внешней стороны. В этот раз те, что можно увидеть изнутри Кремля.
Уголовую Арсенальную башню полностью скрывает здание Арсенала.
Никольская башня
Сенатская башня
Спасская башня
Царская (Настенная) башня
Набатная башня
Константино-Еленинская
Из Большого Кремлевского сквера можно увидеть казармы роты Почетного караула.
А за ними Беклемишевскую башню и Петровскую.
В сквере - фонтан Счастья вольная птица.
Переходим в Тайницкий сад.
Вторая Безымянная башня
Первая Безымянная
Тайницкая закрыта лесами - реставрация.
Благовещенская башня
Водовзводная
Боровицкая тоже реставрируется.
Кусочек кремлевской стены с Оружейной и Комендантской башнями.
Троицкая башня
И, наконец, Кутафья.
- на-дин
- FlyМодератор
Кладезь терпения и доброты - Сообщения: 17656
- Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 2:26 pm
- Откуда: Петербург
- Благодарил (а): 17609 раз
- Поблагодарили: 28411 раз
Москва с азов
А от Киевской я решила прогуляться пешком.
Вестибюль станции метро «Киевская» находится в здании Киевского вокзала. Вход в подземный переход защищают чугунные решетки зеленого цвета.
Прямо над входом поднимаются изящные фонари с красивыми плафонами.
Между фонарными столбам, образуя арку, укреплена желтая вывеска с зелеными буквами METROPOLITAIN.
Это подарок Москве от Парижского управления транспорта (RATP), преподнесенный в 1996 году. Уникальный дизайн воспроизводит оформление входа в парижскую подземку в стиле арт-нуво, разработанное в начале 20 века архитектором Эгтором Гамаром. Художник заимствовал образы из мира растений и природы, поэтому решетки так напоминают лианы, а фонари – головы кузнечиков.
Киевский вокзал – единственный из девяти железнодорожных вокзалов Москвы, расположенный у речного берега, один из самых красивых вокзалов столицы, который долгое время оставался главным сооружением на низком берегу Москвы-реки.
Сначала это был деревянный павильон, на место которого в 1914-1918 годах был построен вокзал в стиле неоклассицизм с элементами ампира по проекту архитекторов Ивана Рерберга и Вячеслава Олтаржевского.
Грандиозное остекленное арочное покрытие над путями спроектировал инженер Владимир Шухов, создатель первой московской радиотелевизионной башни на Шаболовке.
Пассажирские поезда подавались на тупиковые пути, перекрытые остекленной параболической конструкцией из металлических арок (длина 321 м, ширина 48 м, высота 28 м). Сейчас Киевский вокзал признан памятником инженерного искусства и архитектуры.
В 1940-1945 годах к правому крылу вокзала сделали пристройку (архитектор Д. Чечулин) для пассажиров пригородных поездов, куда вписали вестибюль станции метро «Киевская».
На высокой башне Киевского вокзала установлены механические часы, которые при переходе на «летнее время» и обратно дважды в год переводили вручную.
Кроме Кремлевских курантов, это единственные подобные часы в городе. Над ними расправили крылья черные орлы (скульптор С. Алешин), готовые взлететь или ринуться прямо на вас.
В целом архитектура вокзала, роспись залов и скульптуры посвящены Отечественной войне 1812 года – вокзал располагается рядом со Старой Смоленской дорогой.
Площадь перед Киевским вокзалом сегодня носит название площади Европы. В нынешнем виде она предстала перед москвичами и гостями города в сентябре 2002 года. Тогда же на ней открылся фонтан «Похищение Европы» (скульптор Оливье Стребль).
Авангардистскую композицию из плавно изогнутых нержавеющих труб подарила Москве Бельгия. Надводная часть скульптуры, устремленная ввысь, - это рога плывущего быка Зевса. Глова мифического чудовища скрыта под струями воды. Говорят, если посмотреть на композицию под определенным углом и при нужном освещении, можно отчетливо увидеть в рогах женский силуэт, но мне этого не удалось.
Фонтан работает круглосуточно, для его подсветки установлено 4 тысячи светильников.
Пешеходный мост Богдана Хмельницкого ранее назывался Краснолужским и стоял ниже по течению, в районе Лужинков. По нему проходила Московская окружная железная дорога. На нынешнее место мост «переехал» в 2001 году.
Оригинальная арочная конструкция 1907 года сейчас скрыта стеклянным колпаком.
- на-дин
- FlyМодератор
Кладезь терпения и доброты - Сообщения: 17656
- Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 2:26 pm
- Откуда: Петербург
- Благодарил (а): 17609 раз
- Поблагодарили: 28411 раз
Москва с азов
Мост, лежащий на плотах и паромах, на месте нынешнего Бородинского существовал с 1788 года. После Бородинского сражения по нему прошли сначала русские, а потом и французские войска. Тогда он назывался Драгомиловским, а после перестройки в 1868 году получил нынешнее имя. Основой существующего сейчас сооружения стал мост, который возведен в 1912 году к 100-летию Бородинской битвы. Однако с тех пор он был дважды, в 1952 и в 1999-2001 годах, капитально перестроен, расширен и удлинен (длина с подходами 355 метров), и от изначального творения остались только обелиски и портики архитектора Романа Клейна.
Стальной трехпролетный мост соединяет Смоленскую площадь с Большой Драгомиловской улицей и Киевским вокзалом.
Речные опоры моста (сохранились с 1868 года) и береговые устои – каменные, с гранитной облицовкой. Устои со стороны реки завершают полукруглые выступы, похожие на укрепления бастионов.
Одновременно с Бородинским мостом Клейн строил Музей изящных искусств на Волхонке. Неудивительно, что оформление двух концов моста разнится по стилю и символике: как музейные залы разных эпох, архитектор совместил египетские обелиски и греческие колоннады. Прибывающих в центр мост встречает парой обелисков (хотя обычно их ставили по одному),
а провожает двумя дорическими колоннадами на выступах устоя.
Колоннады хорошо обозреваются с моста, лестничных маршей и набережной. Они создают более сильный акцент, чем обелиски. Обработка поверхности колонн из серого финского гранита схожа с колоннами музея на Волхонке.
При перестройке в 1952 году (инженер Ю. Вернер, архитектор С. Леонтович) мост расширили и сделали лестницы со спуском на тротуар у парапета набережной. Тогда архитектуру моста удалось сохранить. В дополнение к доскам на постаментах обелисков разместили литые изображения ордена Кутузова, учрежденного во время Великой Отечественной войны.
После перестройки в 1999 – 2001 годах Бородинский мост утратил арочную структуру. Несущие арки теперь имитируют криволинейные стальные фартуки, которые «маскируют» балки. В ходе этой реконструкции уничтожили почти все деревья на прилегающем холме и срыли часть самого холма.
С Бородинского моста видим Смоленский метромост.
Его линия проходит между «извивами» жилых зданий сложной конфигурации на набережной Тараса Шевченко.
Высотка на Смоленской площади - Министерство иностранных дел Российской Федерации.
Выходим на Арбат. Уже при дневном свете осматриваем Торговый синдикат (Торгсин).
- на-дин
- FlyМодератор
Кладезь терпения и доброты - Сообщения: 17656
- Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 2:26 pm
- Откуда: Петербург
- Благодарил (а): 17609 раз
- Поблагодарили: 28411 раз
Москва с азов
Восстановленный после пожара 1812 года дом дожил до Октябрьской революции без существенных перестроек. Особняк принадлежал дворянскому семейству Хитрово. В 1830 году поэт снял в этом доме квартиру. Накануне свадьбы он устроил мальчишник, на который собрались Денис Давыдов, Евгений Баратынский, Петр Вяземский, Павел Нащокин. Сюда после венчания в церкви Большого вознесения у Никитских ворот Пушкин привез молодую жену. Пушкины прожили здесь по май 1931 года.
После революции здание приспособили для коммунального жилья. В 1976 – 1983 годах была проведена полная реставрация. А в 1986 году здесь был открыт музей.
Памятник Александру Пушкину и Наталье Гончаровой на Арбате.
За домом №45 расположена небольшая площадка, где установлен памятник Булату Окуджаве.
Воспевший Арбат поэт словно выходит из его переулков.
За памятником начинается Плотников переулок, влево от которого уходит Кривоарбатский переулок.
В 1927-1929 годах на пустующем участке напротив школы появился одноквартирный Дом-мастерская архитектора Константина Мельникова (Кривоарбатский, 10), который составили два тесно соприкасающихся цилиндрических объема.
Конструкция здания необычна: отсутствуют балочные перекрытия, несущие столбы, перемычки над оконными проемами.
В 2005 году сын архитектора завещал дом и собранную отцом коллекцию государству с условием, что на их основе будет организован музей отца и сына Мельниковых. Со временем дом дал серьезную осадку, хотя хозяин учел в расчетах состав и плотность грунта. Здание включено в Вотч лист - перечень выдающихся мировых сооружений, чья судьба вызывает наибольшее опасение, но сейчас его реставрируют.
Жилой дом первой половины XIX века - дом Льва Толстого в Сивцево вражке.
Церковь Преображения Господня, что на Песках (Старопесковский, 4а). Это традиционный московский пятиглавый храм с шатровой колокольней построен в начале 18 века.
Декоративное убранство постройки сравнительно архаично для времени ее возведения: килевидные завершения кокошников,
фигурный перспективный портал,
полуколонки с кольцом или «дынькой» типичны скорее для середины 17 века.
Именно эта церковь изображена на известной картине Василия Поленова «Московский дворик» (1878).
Сам художник оценивал работу как «незначительную» и, отправляя на Передвижную выставку, не ожидал оглушительного успеха. До начала 1990-х годов в здании храма находились мастерские «Творческого объединения кукольных фильмов» киностудии «Союзмультфильм».
Городская усадьба А.А. Всеволожского, В.А. Бобринского, В.А. Хованского (Московский окружной военный суд).
Стена дома, выходящая в Кривоарбатский переулок, известна как Стена Цоя – у нее собираются поклонники лидера группы «Кино».
Большой Николопесковский переулок.
- на-дин
- FlyМодератор
Кладезь терпения и доброты - Сообщения: 17656
- Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 2:26 pm
- Откуда: Петербург
- Благодарил (а): 17609 раз
- Поблагодарили: 28411 раз
Москва с азов
Театр образован в 1921 году из 3-й Школы-студии МХАТа. Современное здание построено в 1947-1949 годах по проекту Павла Абросимова на месте предыдущего, разбомбленного в Великую Отечественную войну.
Фонтан-памятник "Принцесса Турандот".
Вахтангов, ученик и последователь К. С. Станиславского, стремился к созданию театра с яркой и острой формой, каждая постановка которого была бы праздником. Спектакль «Принцесса Турандот» по пьесе Карла Гоцци принес в 1922 году признание режиссерским находкам Вахтангова.
С этим театром связаны имена актеров и режиссеров, внесших большой вклад в развитие театрального искусства: Юрия Завадского, Бориса Щукина, Николая Охлопкова, Рубена Симонова, Михаила Астангова, Сергея Лукьянова, Андрея Абрикосова, Людмилы Целиковской, Николая Гриценко, Николая Плотникова, Михаила Ульянова, Юрия Яковлева, Людмилы Максаковой и многих других.
Арбат
и арбатские переулки.
- на-дин
- FlyМодератор
Кладезь терпения и доброты - Сообщения: 17656
- Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 2:26 pm
- Откуда: Петербург
- Благодарил (а): 17609 раз
- Поблагодарили: 28411 раз
Москва с азов
Справа на Новый Арбат углом выходит здание знаменитого ресторана «Прага».
В начале 20 века Лев Кекушев по заказу купца Семена Тарарыгина перестроил существовавшее здесь с 1872 года здание трактира для первоклассного ресторана.
От этого времени сохранилась гранитная облицовка входов и въезда.
В 1915 году в моду вошла неоклассика, и архитектор Адольф Эрихсон надстроил дом (изящная колоннада оградила плоскую крышу, и на открытом воздухе тоже появились столики) и изменил его фасад.
Тогда помимо ресторана в здании располагались кинотеатр и аукционный зал. В 1924 году «Прагу» преобразовали в общедоступную столовую Моссельпрома, занимавшего высотное здание на другой стороне Бульварного кольца. Вновь ресторан открыли через тридцать с лишним лет. Он был реконструирован, и название уже соответствовало содержанию: интерьеры отделали в чешском национальном стиле. Я надеялась зайти в кулинарию при ресторане, ан нет - он уже не работает, будет реновация, хотя лесами еще не закрыт.
Поворачиваем направо и идем по Бульварному кольцу. Осматриваем часовня святых благоверных князей Бориса и Глеба на Арбатской площади,
старое здание Генерального штаба Министерства обороны (Генштаб МО СССР), а когда-то Народный комиссариат военных и морских дел (Наркомвоенмор),
памятник Николаю Гоголю на Гоголевском бульваре.
Особняк Алексеевых.
Городская усадьба Е.И. Васильчиковой, С.А. Оболенского, Н.Ф. фон Мекк - Центральный шахматный клуб.
Доходный дом братьев Бочаровых.
Памятник Михаилу Шолохову
Особняк советника Секретарева.
Особняк Сергея Третьякова.
- на-дин
- FlyМодератор
Кладезь терпения и доброты - Сообщения: 17656
- Зарегистрирован: Чт сен 27, 2007 2:26 pm
- Откуда: Петербург
- Благодарил (а): 17609 раз
- Поблагодарили: 28411 раз
Москва с азов
Преображенская церковь Храма Христа Спасителя.
Самое главное здание на площади Пречистенские Ворота – храм Христа Спасителя.
По окончанию Отечественной войны 1812 года Александра Первый издал указ об изгнании Наполеона из России и принял решение о возведении храма в Москве. В 1817 году на Воробьевых горах состоялась закладка храма, который планировалось построить по проекту Александра Витберга. Вскоре обнаружилось, что гора оседает. После смерти Александра Первого все работы прекратились.
В 1832 году был утвержден новый проект храма авторства Константина Тона. Для него было выбрано место на берегу Москвы-реки, где стоял Алексеевский женский монастырь. Храм строился 20 лет (1839-1859), отделывался и того больше: освящение состоялось 26 мая 1883 года в присутствии императора Александра Третьего.
В 1924 году появилась идея заменить храм Дворцом Советов в виде гигантской башни, увенчанной статуей Ленина. Общая высота сооружения составила бы 415 метров – выше его не было бы тогда во всем мире. В 1931 году храм был взорван, однако Великая Отечественная война положила конец строительству Дворца Советов.
В 1958 году на месте котлована с заложенным фундаментом появился открытый бассейн «Москва». В 1994 году Архиерейский собор РПЦ принял решение о восстановлении храма, и на Рождество 1995 года состоялась закладка нового храма Христа Спасителя. К 1999 году его строительство и отделка были завершены.
Основание храма представляет собой равноконечный крест, в углах которого находятся четыре выступа (порталы).
К каждому из порталов примыкает широкое крыльцо в 15 ступеней, по боковым сторонам расположено по два фонаря.
Здание увенчано пятью главами, из которых центральная значительно больше остальных.
Купола, покрывающие основную и малые главы, наверху суживаются, подобно всем главам старинных русских церквей.
Все здание освещается 60 окнами, из них 16 устроены в главном куполе, 36 над хорами и 8 в коридоре. Фасады храма со всех четырех сторон совершенно одинаковы. На 12 бронзовых литых дверях (по 3 с каждой стороны) изображены события из Священной истории.
При воссоздании храмового убранства внесены некоторые изменения, например, вместо скульптурных рельефов из мрамора появились металлические украшения, отлитые на заводе Зураба Церетели.
Интерьер храма разделен на три части: коридор, хоры и собственно храм. В коридоре для крестных ходов на белых мраморных досках перечислены все манифесты, вышедшие во время Отечественной войны 1812 года.
Далее в хронологическом порядке следует описание 71 сражения, состоявшегося в 1812 году в пределах России.
Против алтаря помещен манифест об изгнании неприятеля 25 декабря 1812 года. По южной и западной стороне в таком же порядке и по тому же образцу расположены описания 87 сражений, проходивших за границей. Наконец, с правой стороны западных дверей – манифесты о взятии Парижа, низложении Наполеона Первого и водворении мира в Европе.
Над каждой доской находится величание того святого, память которого празднуется в день, когда происходило сражение.